ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ |
Становление |
Начало электронной музыки как самостоятельному направлению было положено
на рубеже 60-70х годов прошлого столетия стараниями Клауса
Шульца и группы
Tangerine Dream.
Черпая основные идеи из психоделического рока и краут-рока, музыканты создавали
экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании
электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении
сюрреалистические образы. К концу 70-х годов установились четыре основных
направления в развитиия электроники:
|
Развитие |
Начинающему слушателю электронная музыка известна прежде всего по творчеству французских музыкантов. Таковыми явились Жан Мишель Жарр и группа Space, во главе с Дидье Маруани. Они первые сделали электронику популярной и доступной для массового слушателя. Дебютный альбом Жарра "Oxygene" 1976 года до сих пор считается одним из лучших. Произведения Space ("Magic Fly" и другие ) - классика жанра. К сожалению, группа Space быстро распалась, но вот Жан-Мишель Жарр выпустил более десятка альбомов и концертных релизов. Огромное количество работ записали Tangerine Dream и Клаус Шульц, начинавший играть в составе этой группы, а после с головой окунувшийся в глубокую психоделику. На волне успеха первопроходцев выросли многие музыкальные коллективы, обогатившие электронную музыку новыми идеями. На стыке этнической музыки и эмбиента образовался стиль "new-age", делающий упор на легкое медитативное звучание. Мастерством создания лирических электронных мелодий блеснул японец Китаро. Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond, а в нашей стране - Зодиак, Арго, Эдуард Артемьев. Лучшие их произведения ничуть не уступают признанным хитам маститых электронщиков. Мощную ритмичную музыку с танцевальными мотивами играют Laserdance и Кото. Но более всего различных подстилей и ответвлений содержит техно-музыка. Идеи Kraftwerk были "на ура" восприняты в ди-джейских клубах, и на поверхность из клубного андерграунда постепенно вышел новый стиль техно, в котором ритм и эффекты ставятся на первой место. Мелодия не обязательна, ибо цель такой музыки - достижение технотронного экстаза. Не случайно на клубных вечеринках зачастую использовались химические стимуляторы для усиления эффекта. Но существуют также и более музыкальные варианты техно, слушать которые можно и нужно. При соединении техно и эмбиента зародилась IDM - серьезная техно-музыка, открытая к разного рода экспериментам. Таковую играют Orb, Autechre, Aphex Twin. Лидерами "психоделического транса" являются Juno Reactor и Astral Projection. И, наконец, соединяя электронную и рок-музыку, мы получаем "Techno-Industrial", в котором нет равных Front Line Assembly, Haujobb, In Strict Confidence. Что же ожидает электронную музыку в дальнейшем ? |
Трансформация |
Начало
21 века для электронной музыки ознаменовано стремлением к единству через
бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в теории. На
практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих
видов музыки, и для описания альбомов приходится использовать сложные составные
определения. Очень популярной является идея создания техно-ремиксов на
темы знаменитых композиций 70-80-х годов. Такой переработке подверглась
музыка Жарра, Space, Вангелиса, да и Tangerine Dream не отказались
переработать сами себя, выпустив уже 4-й диск серии "Dream Mixes". Многие
техно-музыканты постигали электронную музыку на шедеврах основателей жанра,
и теперь уже сами основатели включают в свои произведения идеи новаторов.
Альбом Жарра "Metamorphoses" выполнен с заметным вливанием
техно/поп/нью-эйдж, а Клаус Шульц активно занялся экспериментами
с techno/drum'n'base звучанием (альбомы "Dosburg Oniline" и "Trance
Appeal"). Техно, транс, эмбиент и индастриэл переплелись воедино в
альбомах Delerium, System 7 и Synaesthesia. Синтез
тяжелого альтернативного панк-рока и техно представляют Velvet Acid
Christ и Wumpscut.
|